Биография | О творчестве | О скульптуре | О живописи | О графике | О декоративно-прикладном искусстве | О стихах
Андрей Николаевич Костромитин родился в 1928 году.
Его мать, Вера Георгиевна, была урожденной Гоголь-Яновской и по происхождению принадлежала к этому старинному дворянскому роду. Прадед Андрея Николаевича приходился двоюродным братом Николаю Васильевичу Гоголю.
Отец, Костромитин Николай Николаевич, был специалистом по железным дорогам и занимал достаточно высокое служебное положение.
Детство прошло в Ленинграде. Окружающая красота ансамблей города на Неве, великолепие парков в его пригородах, богатства музеев несомненно служили стимулом развития заложенного в мальчике таланта.
Способности к изобразительному творчеству проявились у Андрея Костромитина рано. Лепить и рисовать он начал в шестилетнем возрасте. Позже продолжил занятия в кружке ленинградского Дома пионеров, где занимался, в основном, отображением животных. Успехи юного анималиста были даже отмечены заметкой в городской газете.
Для более полного представления об истоках тематики работ будущего художника следует отметить, что его родители были не просто образованными и культурными людьми с собственными творческими наклонностями (мать профессионально рисовала, отец играл на фортепьяно), но они были лично знакомы с широким кругом театральной и музыкальной интеллигенции Ленинграда. Как пример, можно сказать, что ребенком Андрей Николаевич видел в своем доме Галину Уланову.
Нормальное течение жизни (конечно, с учетом тревог того времени) было нарушено войной. Семья Костромитиных была эвакуирована в Ташкент. Там к общим тяготам военной поры прибавилось и личное горе – в относительно молодом возрасте умер отец, который был опорой семьи.
Из эвакуации мать с сыном в 1943 году приезжают в Москву, и с того времени можно говорить о А.Н. Костромитине как о московском жителе и московском художнике.
В Москве обучение изобразительному искусству проходило в средней художественной школе (так называемая “школа одаренных детей”), где в качестве основных предметов выступали рисунок и живопись. Затем в Государственном художественном институте имени В.И. Сурикова на факультете скульптуры, который был окончен в 1953 году по мастерской Н.В. Томского. Помимо последнего учителями были Г.А. Шульц , А.Л. Малахин, Б.И. Яковлев, Н.И. Шильников, Д.П. Шварц.
А.Н. Костромитин уже в студенческие годы зарекомендовал себя как талантливый и много работающий художник. По окончании института он активно включился в культурную жизнь страны, росло его мастерство. В 1955 году он был принят в Союз художников СССР.
Общественности А.Н. Костромитин был известен, в основном, как скульптор и имел твердую профессиональную репутацию. Он получал заказы от организаций и частных лиц. Отдельные его работы тиражировались либо приобретались Художественным фондом. Наряду с выполнением заказов художник воплощал в скульптуре и собственные творческие замыслы. Живопись частично находила дорогу к зрителю через салоны Худфонда. Конечно, в жизни было далеко не всё гладко, в том числе и в бытовом плане, но, в целом, художник имел возможность реализовать свой творческий потенциал.
Андрей Николаевич утверждался исключительно своим искусством. Для него было совершенно не свойственно стремиться занять какую-либо официальную должность в СХ, руководствоваться конъюнктурными соображениями в отношениях с людьми, от которых что-то зависело и т.д. С другой стороны, он никогда не играл в диссидентство. Важнейшим критерием оценки человека считал его отношение к труду.
Участвовать в выставках А.Н. Костромитин начал, еще обучаясь в институте. Сейчас практически невозможно вспомнить и перечислить все выставки, на которых он экспонировался. В жизни художника важнейшее значение имела его персональная выставка в 1987 году в залах МОСХа, где он показал основные скульптурные вещи, а также представил образцы своей живописи.
В период “реформ”, когда поддержка искусства со стороны государства прекратила свое существование, мастер чувствовал себя не очень уютно.
В последние годы жизни Андрей Николаевич преподавал историю изобразительного искусства в одном из вузов Москвы. Администрация вуза, уяснив объем проделанного художником, ходатайствовала о присвоении А.Н. Костромитину звания Заслуженного работника культуры Российской Федерации. Незадолго до смерти это звание ему было присвоено.
Скончался художник в 1999 году.
Творческое художническое начало, присущее А.Н. Костромитину, сочеталось у него с огромным трудолюбием, желанием постоянно осваивать новые для себя средства выразительности, со стремлением расширять и углублять знакомство с окружающим миром и людьми.
Он работал в различных видах и жанрах изобразительного искусства. В скульптуре выступал как монументалист, портретист, анималист, создатель композиций и рельефов; использовал самый различный материал - дерево, керамику, включая поливную, медь, бронзу, алюминий, мрамор, гранит. Насколько известно, автор во многих случаях самостоятельно от начала до конца рубил камень, что не является распространенным примером в профессиональной среде.
В живописи он применял масло и темперу. Дань чистой графике была отдана линогравюрой. Не миновало его и увлечение обработкой поделочных и полудрагоценных камней.
Подобная разносторонность, может быть, мешала ему иногда добиваться абсолютной внешней отделки всех создаваемых вещей. Но во всем, что выходило из его рук, определенно проявляется основательность подхода. С другой стороны, имело место и взаимопроникновение, пусть многоступенчато опосредованное, освоенных приемов и стилистики одних видов и жанров в другие, что придавало некие общие черты всему многообразию работ художника и участвовало в формировании индивидуального почерка автора.
Поездки по стране (Карпаты, Прибалтика, Средняя Азия, Крым, Селигер, Белое море, Поволжье и др.), а также за рубеж (Греция, Бельгия, Индия), походы в горы (Тянь-Шань, Кавказ, Саяны) были вовсе не свободным времяпровождением, а продолжением поиска новых образов, красок, впечатлений.
А.Н. Костромитин следовал, в целом, в русле отечественной реалистической манеры. Может быть, самой трудной, поскольку художника здесь не прикрывает одежда моды, неожиданности, экстравагантности. Но при этом было бы совершенно неверно сводить творческий подход мастера к какому-то “кондовому соцреализму”. В его работах можно увидеть и то, что сейчас называют советским импрессионизмом, и авторскую фантазию, общие черты эстетики ХХ века и др.
В каком бы жанре не работал автор, его всегда отличало серьезное отношение к изображаемому, четкая без навязчивости мысль. Художник считал основной задачей изобразительного искусства передачу зрителям своего внутреннего восприятия окружающего мира и его возможной переоценки.
Не претендуя на искусствоведческий анализ, остановимся коротко на отдельных составляющих творчество А.Н. Костромитина в том разрезе, как оно представлено на данной интернетовской странице.
В этом виде изобразительного искусства А.Н. Костромитин создавал произведения от монументальных композиций до мелкой пластики.
Вполне естественно, что в ранних работах 50-х годов просматривается свое время, как по тематике, так и по манере исполнения. К их числу можно отнести, например, скульптуру “Корейский студент”, отвечающую политическим и идеологическим реалиям того времени, несущую элемент “официальной” пафосности, но вместе с тем технически безупречную.
На добротном профессиональном уровне был создан ряд монументальных работ, посвященных революционным событиям, Великой Отечественной войне и установленных в различных местах Советского Союза. В Москве (ул. Долгоруковская, 4) находится его памятник врачам и сотрудникам Московского медицинского стоматологического института, погибшим на войне.
Скульптором выполнен ряд надгробий на Новодевичьем кладбище, мемориальных досок в Москве и Ленинграде.
Конечно, следует иметь в виду, что официальный заказ накладывал определенные рамки устоявшихся канонов. Там, где художник был более независим в своем творчестве, яснее выражены черты характерные лично для автора.
Из гениев прошлого Андрей Николаевич особенно часто упоминал Микеланджело. Видимо, неспроста. Пластическая мощь и красота человеческого тела, присущие произведениям великого итальянца, выявляются и в стиле А.Н. Костромитина, особенно когда он свободен. К сожалению, таких вещей немного, и они относительно невелики по размеру.
Привлекает внимание обнаженная натура в исполнении Костромитина, в которой особенно ясно прослеживается ренессансная традиция (см. например, “Эскиз надгробия”). В известной мере, уникальна по пластичности композиция “Мцыри”. Пластика человека хорошо просматривается даже в “одетых” фигурах: в них скульптор не прячет, а выявляет статику и динамику тела.
Но наиболее ярко талант скульптора нашел выражение в портрете. Среди ранних его портретных работ 50-х годов можно выделить “молодежную” группу: “Саша”, “Корейский мальчик”, “Мария”, “Швейница” и др. Эти вещи технически закончены, выполнены в классической реалистической манере, передают нежность, красоту и спокойную уверенность юности и молодости. В созданных в то же время портретах певицы Н.Л. Дорлиак, корейской балерины Ан Сон Хи подчеркивается утонченность и одухотворенность этих представительниц музыкального и театрального мира.
Принципиально важным в портретной галерее автора был композиционный портрет композитора Д.Д. Шостаковича, выполненный в мраморе. Эта скульптура демонстрировалась на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, а затем была подарена правительству ЧССР. Позднее та же композиция была повторена в другом материале – кованой меди.
Авторитет Костромитина как портретиста был несомненен. По заказам им выполнялись скульптурные изображения деятелей театра Н.П. Охлопкова, М.М. Яншина, Б.И. Равенских, основателя отечественной космонавтики С.П. Королева, академиков А.Е. Арбузова и П.А. Ребиндера, писателя С.С. Смирнова и др.
Ему позировали такие известные люди как Фидель Кастро, Ван Клиберн, Марис Лиепа, Михаил Лавровский. На основе личных впечатлений от общения с музыкантом было создано несколько портретных изображений С.Т. Рихтера.
Обращался художник и к образам выдающихся людей предшествующего времени: А.С. Пушкина, И.П. Павлова, К.С. Станиславского, М.П. Мусоргского и др.
Приведенное перечисление персоналий является далеко не исчерпывающим.
Кульминационными достижениями автора в области портретного жанра стали выполненные в граните в середине 80-х годов портреты Н.К. Рериха и Н.В. Гоголя. После смерти художника они поступили в коллекцию Государственной Третьяковской галереи. Изображения деятелей музыкальной культуры Д.Д. Шостаковича, С.Т. Рихтера, Н.Л. Дорлиак были приобретены Государственным музеем музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Ряд вещей был передан Театральному музею имени А.А. Бахрушина, Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства и некоторым другим.
На настоящей Web-странице показаны изображения работ с имеющихся фотографий, сделанных ранее непосредственно в мастерской, а также сравнительно небольших по размеру вещей, хранящихся в семье автора.
Как говорилось выше, живописи А.Н. Костромитин обучался в Московской средней художественной школе. Выставлять свои живописные работы начал, практически, одновременно со скульптурой. Писал пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, портреты. Иногда обращался к фантазийным темам с использованием мифологических или исторических мотивов.
Стилистика разная. Отдельные вещи перекликаются по духу с работами передвижников (“Гончары”). Почти одновременно создается картина в явно “экспрессионистском” духе (“В дюнах”). Импрессионистическая традиция прослеживается в работах 60-х годов. В добротной классической манере написан ряд натюрмортов. Вообще, можно придти к выводу, что художник использовал многие приемы своих предшественников и применял те, которые были ему интересны и отвечали решаемым задачам.
Общим для абсолютного большинства живописных работ автора является внутренний драматизм, содержащийся даже в казалось бы наполненных светом вещах. В этом, вероятно, проявляются, в первую очередь, очень серьезное отношение художника к жизни, а также пережитые им трудности (война; имевшиеся на определенном этапе проблемы, связанные с социальным происхождением матери; материальные трудности в молодости и др.).
Немного о жанрах. Пейзаж А.Н. Костромитина – это прежде всего изображение русской природы с передачей ее умопостижения. Скромность и лиризм сочетаются в нем с широтой и затаенной энергией. Помимо средней полосы художник любил писать горы и море – две стихии, необъятность и мощь которых напоминали о месте человека на земле.
Натюрморты можно условно поделить на две группы. Первая, количественно преобладающая, – “обычные” изображения цветов, фруктов, предметов быта и т.п. Вторая, этих работ гораздо меньше, – “нестандартные” композиции, имеющие выраженное философское содержание.
В портрете художник стремился передать не только внешнюю схожесть, но и внутреннюю жизнь портретируемого.
Для жанра у художника, можно сказать, нет ограничивающих рамок. Все, что останавливало его внимание, могло стать предметом изображения на бумаге, картоне, холсте.
В фантазийных сюжетах использовались античные, библейские, исторические средневековые мотивы.
Под графикой мы имеем в виду темперные работы, выполненные А.Н Костромитиным с натуры. Художник в своих поездках никогда не расставался с папкой ватманских листов и набором темперных красок. Рисовал в любой ситуации, при любом состоянии природы и освещении. Некоторые листы хранят, например, следы влаги, которая попадала на бумагу на горных перевалах, или песок дюн Прибалтики.
Андрей Николаевич освоил технику темперы, поскольку, очевидно, считал ее для себя наиболее рациональной. По своему содержанию данные работы относятся, конечно, к этюдам. Но художник мастерски владел темперой, и многие листы оставляют впечатление законченной вещи. Они точны колористически, наряду с запечатлением конкретного состояния природы автор добивается во многих из них и обобщения, свойственного более капитальным картинам.
Смотри выставку
графики I
Смотри выставку графики II
Декоративное и прикладное искусство
Широта интересов художника проявлялась также в том, что он работал и в декоративно-оформительском жанре. В керамике им выполнены орнаментально-декоративные композиции, интересные тарелки, горшки, напольные вазы, отличающиеся формой, подбором колорита.
Но было еще одно увлечение автора – изготовление украшений из металла и полудрагоценных и поделочных камней. К этим вещам, может быть, не очень подходит определение как произведений ювелирного искусства – не может все же одна и та же рука рубить гранит и в совершенстве владеть подлинной ювелирной техникой. Но укрупненность украшений привлекает по своему. А подбор камней по цвету, размеру, форме, их сочетаемость между собой и с металлическим обрамлением свидетельствуют о вкусе автора. Есть в этих вещах что-то от древних: мощное, языческое, немного мистическое.
Смотри выставку декоративно-прикладного искусства
Видимо, правильно говорят, что талантливые люди многогранны. У А.Н. Костромитина была еще одна сторона его дарования, которая была известна лишь узкому кругу самых близких людей – поэзия. Андрей Николаевич не профессиональный поэт, но стихосложение было для него естественной формой выражения его представления об окружающем мире, творчестве, смысле жизни. Его тексты не всегда в полном ладу с нормами поэтического ремесла, но в них много наблюдений художника, неожиданных сравнений, метафор, эпитетов и других выразительных средств. Чувствуются искренность и глубина переживаний автора. Эти стихи не для трибуны, их лучше читать в одиночестве, не спеша.
Предлагаем в возможных пределах
ознакомиться с творческим наследием художника.
Все размеры при описании работ указаны в
сантиметрах. По плоскостным вещам - высота х
ширина, по объемным вещам - высота х ширина х
глубина.